ГЛАВНАЯ

МОИ БЛИЗКИЕ

МОЕ ТВОРЧЕСТВО

обо мне

резюме

ПРЕССА

история

театр

работа

роли

проекты

не реализованные

реализованные

фото

портфолио

фотографии

литература

стихи

сценарии

сценарные идеи

песни

видео

спектакли

реклама

кино

МОЯ БИБЛИОТЕКА

КНИГА ОТЗЫВОВ

Недоросль: губки бантиком, бровки домиком

Герои пьесы Фонвизина валяют дурака, чтобы пробудить чувства зрителя

Жалко было маму. Маму - дуру набитую, испортившую сына своей слепой любовью и преданную им без малейшего чувства вины. Но ведь глупая любовь не перестает быть любовью. А когда вокруг дефицит подлинных чувств, на глупость можно закрыть глаза. И вот из этой жалости к Простаковой (народная артистка России Людмила Коршунова) вдруг родился спектакль. Если бы не она, можно было бы спокойно встать и уйти из зала. Ну развлекся, ну посмеялся... А смех без причины признак сами знаете чего.

«Недоросль» Рязанского театра драмы остался где-то между прошлым и настоящим. Из прошлого Митрофанушку (Игорь Карпиевич) выдернули, наделив чертами современного подростка-оболтуса, а до настоящего времени он так и не добрался, так как архаика пьесы эпохи классицизма оказалась сильнее новаторских приемов. «Примочки», разумеется, не в счет. От того, что со сцены произносят «Во всем виноват Чубайс» (говорят, эту реплику все-таки убрали) или поют из поздней Орбакайте «Губки бантиком, бровки домиком...» у зрителя не возникает ощущения причастности к тому, что называется «реалиями современной жизни».А между тем, крен на та­кое пародирование в спек­такле сделан весьма заметный.

Боюсь, учителя останутся в шоке от вольностей режиссера, «покусившегося» на святая святых школьной программы, а дети, наоборот, побегут читать Фонвизина с тем же чувством, с каким зрители мюзикла «Нотр-Дам де Пари» открывали роман Гюго, думая, что найдут в нем текст арии Квазимодо. Скотинин в летном шлеме (заслуженный артист России Владимир Смирнов) поет «Первым делом, первым де­лом поросята, ну а девушки, а девушки потом». Вральман кавказской национальности в кепке «аэродром» (Григорий Саркисов) душевно выводит под гитару с акцентом: «Мохнатый шмэл на душистый хмэл»...

Но наиболее интересен, пожалуй, Стародум (народный артист России Борис Аржанов). В спектакле он ведет себя как полный болван и маразматик, несмотря на речи, исполненные высокого морального пафоса. Вроде бы все верно толкует старик, а что-то в нем не то.

Кретинизм Стародума подчеркивается картинными позами, ненатуральным гримом — усы и чуб словно приклеенные. Перед нами образ-гротеск. Нравственные речи Стародума звучат как напыщенная декламация, он словно сам себя па­родирует. И зритель действи­тельно в замешательстве. Но в какой-то момент выхолощенный пафос переходит в новое качество. Люди не стали лучше от старых, многократно повторенных истин, и от этого истины потускнели в наших глазах. Простакова и Стародум держат перед залом зеркало, в котором отразилось наше больное и перевернутое сознание.

То, что мы сами не ценим, теряет всякий смысл, переходит в категорию смешного. Вот и Стародум со своим «ветхим» моральным кодексом, не найдя опоры в нашем сознании, вырождается в потешного старика. Нам в спектакле жалко Простакову. Ведь она поступает так, как поступают сейчас тыся­чи матерей по всей стране, обеспокоенные будущим ребенка: балует ненаглядное чадо, хочет ему богатого счастья (в те времена - дворянского, нынче - капиталистического), оберегает, спасает, отмазывает... И все это с полной уверенностью в собственной правоте. А в ответ злоба и презрение сына... Нам так близки и понятны материнские заботы, что осуждать не хочется. Говорим себе: «Время такое» и украдкой сочувствуем.

Это новая жалость в принципиально новой системе общественных координат. Может, она и достойна высмеивания, но нам отчего-то грустно. А если теплится внутри жалость-сострадание, значит, еще не все потеряно. Ведь к пониманию собственных обстоятельств нас чаще приводят не Стародумы с правильными, холодными рассуждениями, а наши живые чувства, которые сумел разбудить режиссер.

Дмитрий СОКОЛОВ. На снимке: поученья Стародума. Фото автора.


Copyright (c) 2006 by Карпиевич И.В.

 

Hosted by uCoz