ГЛАВНАЯ

МОИ БЛИЗКИЕ

МОЕ ТВОРЧЕСТВО

обо мне

резюме

ПРЕССА

история

театр

работа

роли

проекты

не реализованные

реализованные

фото

портфолио

фотографии

литература

стихи

сценарии

сценарные идеи

песни

видео

спектакли

реклама

кино

МОЯ БИБЛИОТЕКА

КНИГА ОТЗЫВОВ

ВОЗМУЖАВШИЙ НЕДОРОСЛЬ
«…ТАКИХ НА СВЕТЕ МИЛЛИОНЫ», – ГОВОРИТ СО СЦЕНЫ ВРАЛЬМАН О МИТРОФАНУШКЕ,

ОБРАЩАЯСЬ ПРИ ЭТОМ В ЗАЛ

Короткую рецензию: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши! Имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе», – выдал Потемкин автору «Недоросля» после первого представления пьесы. И времени оставалось лишь подтвердить его правоту. Рассыпавшись на бесчисленные афоризмы и имена нарицательные, пьеса вопреки законам логики не стареет, а наоборот – становится все более актуальной. Новое прочтение классики представил 15 октября рязанский театр драмы: сезон открылся премьерным спектаклем Марины Есениной «Недоросль».

Постановка максимально приближена к сегодняшнему времени. Поэтому для тех, кто ревностно относится к авторскому тексту, оговорюсь: спектакль скорее по мотивам… Текст значительно сокращен. Что, впрочем, и неудивительно: вряд ли сейчас можно удерживать внимание публики поучительными сентенциями Правдина и Стародума. Многие фразы буквально «переведены» на современный язык: «помолвлены» вместо «сговорены», «буханки» вместо «подовых»... Хотя некоторые места остались без изменений. И эти редкие моменты – украшение спектакля: старомодный текст звучит удивительно свежо.

Декорации (художник Юлия Ксензова) аскетические и вневременные: дощатый помост, деревянные грубо сколоченные тумбы. Отсутствие исторической и бытовой достоверности словно подчеркивает вечность проблемы.

Наверное, подобная функция подразумевается и за костюмами: смешение стилей и направлений в одеяниях героев порой просто ставит в тупик. Скотинин (засл. арт. России Владимир Смирнов) в боярском костюме и шлеме летчика (память о былой военной службе). Еще один «служака» Милон (Сергей Неводов) в плаще с пышными пелеринами и Георгиевским крестом IV степени на груди. И рядом с ними Митрофанушка (Игорь Карпиевич) в кедах и наколенниках, Простаков (засл. арт. России Леонид Митник) в черных очочках, Еремеевна (засл. арт. России Маргарита Шумилова), исполняющая замысловатые па с веером…

Метаморфозы затрагивают не только костюмы, но и самих персонажей, изображение которых довольно спорное. Кажется, будто 18 век проецируется на нынешнюю действительность. Появись в наше время перед Софьей (Елена Ларина) перспектива солидного наследства, вряд ли бы она долго оставалась бледной добродетельной девицей. Фонвизинская скромница превращается в нагловатую особу. Правдин (Юрий Борисов) разливает мед нежным голоском и вопреки «говорящей» фамилии напоминает человека готового на удар в спину ради собственной выгоды. Идеальный образ налогового инспектора! Образ Стародума (нар. арт. России Борис Аржанов) понимается однозначно: красный шарф огромных размеров, «лозунговая» речь, газета, зажатая в правой руке, которая то и дело норовит указать путь в светлое будущее… Узнаете?
Спектакль, насыщенный хохмами, принимался публикой благожелательно. Еле сдерживаемый хохоток, прокатывающийся по залу, доносился даже за кулисы, где я пыталась выяснить отношение актеров к подобной трактовке классики.

– Честно говоря, я была в легкой растерянности, когда взяли этот материал, – признается нар. арт. России Людмила Коршунова, исполнительница роли г-жи Простаковой. – Да, классика, но скорее классическая литература. Потому что для современной драматургии эта пьеса малодейственная: получится спектакль-назидание. Поэтому я не могла представить, как это можно решить на сцене. Вот режиссер решил пойти таким путем. Насколько это эффективно покажет время… Премьерный зритель принял спектакль хорошо, но это публика особая. Сейчас пойдут рядовые спектакли, и сразу станет понятно, насколько постановка оказалась адресной.

– Как мне показалось, образ г-жи Простаковой смягчен, а в финале даже вызывает искреннее сочувствие. Так ли это?

– Возможно, сказалось мое личное отношение. Я всегда нахожу чисто человеческие причины всем поступкам. Простакову оправдывает одно – и здесь я не скажу ничего нового – слепая любовь матери. А какая она еще может быть? Ведь в принципе на 99% любовь матери – слепа. Мы можем объективно оценивать детей внутри себя или в разговоре с ними. Но когда речь заходит о защите от внешней угрозы, то здесь любая мать готова биться до последнего. Эта сторона характера моей героини для меня понятна: как можно больше добра делать сыну. А уж насколько это добро является добром в действительности – это уже другой вопрос…

Если в чем-то Фонвизин и кажется сегодня устаревшим, то некоторые его темы злободневны как никогда. Прежде всего, это тема учительства, тема засилья иностранщины. Колоритны образы Митрофанушкиных учителей. Акцент Вральмана (Георгий Саркисов) оказался кавказским (для усиления образа добавьте усы и кепку). Костюмы Кутейкина (нар. арт. России Виктор Приз) и Цыфиркина (нар. арт. России Сергей Леонтьев) красноречивее всяких слов. Глядя на это рванье, на ум приходит выражение, так часто звучащее с экранов телевизоров: нищие учителя…

Об этом и пошел разговор с исполнителем роли Кутейкина народным артистом Виктором Призом.

– Фонвизин выводит на сцену два типа педагогов: один, не стесняясь, берет деньги, понимая, что ничему не сможет обучить недоросля, другой же, совестливый, отказывается…

– Человек пришел за-ра-бо-тать! Просто-напросто заработать, прекрасно понимая, что из этого оболтуса ничего не выйдет, и с семьи надо просто содрать побольше денег. А совесть… Это уже из области высшей нравственности…

– Как Вы относитесь к подобной трактовке классики с элементами капустника-балагана?

– Очень положительно. Жизнь – это ведь тоже балаган. И все это прекрасно понимают… Конечно, предмет искусства – высокие чувства, но сейчас, увы, это отходит на второй план. Поглядите вокруг: такое ощущение, что все находятся на пороге срыва, состояние постоянного стресса. А если мы со сцены будем еще и поучать, вряд ли кому придется это по вкусу.

Естественно, не избежал вопросов и исполнитель роли Митрофанушки Игорь Карпиевич:

– Отличается ли недоросль 18-го века от недоросля века 21-го?

– Да, жестокостью. Большей материальной заинтересованностью. Если недоросль 18 века мечтает о собственной деревеньке, о ферме, то нынешние видят себя в политике. Но вообще-то принципиальных различий нет.

– Роль Митрофанушки воспитательная?

– Если и так, то только для родителей. Как бесполезно говорить пьянице, что он пьяница, точно также бессмысленно достукиваться до недоросля. Это возможно только со стороны родителей. Если они увидят себя в роли Простаковой, если узнают, как они балуют детей, многое им позволяя и ничего при этом не спрашивая, то тогда есть шанс вернуть Митрофанушек на правильную стезю.

– «…таких на свете миллионы», – говорит со сцены Вральман о Митрофанушке, обращаясь при этом в зал. Как, по-Вашему, со времен Фонвизина недорослей прибавилось?

– В России это в принципе невозможно. Потому что у нас никогда богатых не будет больше, чем бедных. Только если в 18 веке Митрофанушек называли недорослями, то теперь – мальчики-мажоры. Время идет, но все на своих местах…

Вера НОВИКОВА

 Copyright (c) 2006 by Карпиевич И.В.


 

Hosted by uCoz