|
Пой, птичка, пой!
26 февраля 2006 года
25 февраля в Новгородском академическом театре драмы имени Ф.М.Достоевского состоялась премьера спектакля "Птички" по пьесе знаменитого французского драматурга Жана Ануя. Сатирическую трагикомедию поставил Санкт-Петербургский режиссёр Вадим Цхакая (это его первый опыт работы с труппой нашего театра). Художник-постановщик - Александр Липовских, музыкальное оформление - Галины Юманкуловой, художник по свету - Александр Баталин.
Главную роль отца семейства, известного писателя, исполнил Народный артист России Сергей Гордеев, служанки Труды - Юлия Фролова, в спектакле заняты Заслуженный артист России Геннадий Алексеев, артисты Вера Веркау, Светлана Винокурова, Сергей Ефимов, Вячеслав Кормильцев, Татьяна Прокопенкова, Игорь Карпиевич, Ирина Рогозина, Людмила Павленко и Даша Иванова.
Спектакль "Птички" - печальное повествование о людях, потерявших нравственный облик, паразитирующих на трудах "шефа", отца семейства, вынужденного сочинять тома жутких детективов, чтобы прокормить свою прожорливую "стаю". В этом обществе, пожалуй, только он (актёр С.Гордеев), да ещё молоденькая служанка Труда (актриса Ю. Фролова), сохранили остатки человеческих чувств - сострадания, любви, наивности. "Папа - единственный в семье, у кого ещё есть чувство чести!", - произносит сын Артур (актёр И. Карпиевич).
Супруги Морле (актёры Г.Алексеев и С.Винокурова) такие же "стервятники", как и все остальные герои пьесы. Богач Дюплесси Морле - графоман, с упоением вновь и вновь читающий своё опус "Хорошая телятина не подводит!", а его жена Мелюзина жалуется, что у неё "всего лишь три норковых манто, и те не радуют!".
Актёр Лев Васильевич Суворов в этот день был одним из зрителей, он честно, по-суворовски, отнёсся к новой постановке, находя в ней множество погрешностей, назвав главным недостатком пустые диалоги первого акта, когда блестящий текст автора проговаривался равнодушно, не задевая зрителей, заставляя их зевать. Правда, актёрские ансамбли он похвалил, особенно дуэты Алексеева - Винокуровой и Ефимова - Веркау.
-Лев Васильевич, может быть, в день премьеры не стоит так придираться, мне, например, спектакль понравился. Игрой Народного артиста России Сергея Гордеева можно восхищаться, это - идеальный выбор режиссёра. Спектакль пойдет ещё не раз, со временем многое в нём изменится в лучшую сторону, не зря же истинные театралы никогда на премьеры не ходят, а смотрят пятое или шестое представление.
- Вряд ли изменится. Спектакль, как малого ребёнка, пестовать надо, "воспитывать", ухаживать за ним. Пока в театре не будет своего главного режиссёра, улучшений ждать не приходится, будет царить произвол привлечённых постановщиков, может быть, очень одарённых и прогрессивных, только им-то, зачем всю душу вкладывать в спектакль? Поставил и уехал. Это одна из причин - почему труппа теряет профессионализм. Одноразовые постановки развращают актёров. А вот найти сильного "главного", который сможет сработаться с коллективом - проблема!
Всё, больше ничего не скажу, я ведь и сам страдаю, видя недоработки. И всё же слово в театре требует к себе уважения! Есть такое понятие в нашей профессии "нести мысль". Нет мысли на сцене - будет скука! А мысль как передать? Правильно, через Слово. Поэтому к труппе тоже есть претензии.
Кстати, у Мелюзины Мелитты, Светланы Винокуровой, сегодня три праздника: премьера и двадцатилетие её работы здесь, плюс личный "круглый" день рождения. Интересно, знают ли об этом в театре?
Мнения публики об этом спектакле были противоречивы. Тем, кто в своё время был страстным театралом и ходил на все премьеры Новгородского театра помногу раз (это ещё когда театр жил в кремле, в здании филармонии, когда ходили персонально "на Коликову, на Михайлова, на Суворова" и на других любимых актёров), тем, преданным театру зрителям, спектакль чрезвычайно понравился. "Правдивый, жестокий, искренний спектакль, правильно, дети за всё отомстят", - говорили они. Но были и те, кто, не выдержав длиннот первого действия, во время антракта покинули театр. А зря!
"Птички запели" во втором акте, когда перед угрозой смерти, герои сбросили светские маски и заговорили, может быть в первый и последний раз в своей жизни, искренне. В каждом монологе - боль людей, обиженных нелюбовью, невниманием, равнодушием близких.
И диалоги глубокие, и превосходная актёрская игра, и неожиданный финал!
Но о финале - не будем, чтобы тем, кто ещё не был на премьере и не составил собственного мнения о спектакле, доставить удовольствие, увидев новую постановку, поспорить о ней и, не страшась аллюзий, взглянуть на свою жизнь глазами героев пьесы "Птички ... повсюду".
Главное - любить актёров, верить в наш театр, в его творческую силу и добрые намерения режиссёров.
Нелёгкий это труд - "глаголом жечь сердца людей"!
Материал подготовила. С Пахомова.
Copyright (c) 2006 by Карпиевич И.В.